История завода
- Подробности
- Просмотров: 2386
После Великой Отечественной войны в городе Буденновске были созданы межрайонные мастерские капитального ремонта (ММКР), в которых ремонтировали технику близлежащих хозяйств. Именно мастерские стали основой создания открытого акционерного общества "Буденновский машиностроительный завод" (далее – завод), предприятия с более чем 55-летним опытом изготовления всех видов металлических изделий и конструкций.
К 1956 году сложился устойчивый коллектив мастерских, возросли производственные мощности, деловые связи вышли далеко за пределы района, поэтому было принято решение перевести мастерские в разряд завода. 1 мая 1956 года завод получил название - «Буденновский ремонтный завод».
Завод рос, планомерно развивался, стабилизировался его трудовой коллектив. В трудные послевоенные годы были реконструированы старые, а впоследствии построены современные заводские корпуса. Колоссальный труд проделан коллективом завода.
В ту пору завод занимался ремонтом автодвигателей ЗИС и ГАЗ и осваивал капитальный ремонт автодвигателя ЗИС-150, а также изготавливал клеточные батареи. Связи завода с другими предприятиями расширялись, крепла техническая интеллигенция.
Период становления длился до 1958 года, когда завод начал производить капитальный ремонт автомашин ЗИС-150. В тоже время пробурена скважина для технической воды, построены очистные сооружения, котельная, жилые дома для работников завода, которые сделали огромное дело - заложили тот фундамент, на котором стоит современное предприятие.
К 10-летнему юбилею завод освоил выпуск новой продукции – автопередвижной мастерской АПМ ГОСНИТИ – 2 и выпустил их 482 штуки. С этого времени завод приобретает лицо промышленного предприятия.
30.11.1973 г. завод переименован в «Буденновский ремонтно-механический завод» (приказ Ставропольского краевого объединения «Сельхозтехника» № 448).
К 1976 году построены и сданы в эксплуатацию:
главный корпус сборочного цеха, административные здания, механический цех, цех техоснастки, оснастки и нестандартного оборудования, новая котельная, промплощадка, градирня, компрессорная, цех окраски и бытовые помещения, новые склады товароматериальных ценностей;
12-ти, 24-х, 100-квартирные жилые дома, детский сад, база отдыха.
Введено большое количество цехового транспорта.
Реконструированы деревозаготовительный и сварочный участки, очистные сооружения, столовая, завод переведен на газовое отопление.
Завод освоил много видов новой продукции:
электромастерскую АПЭМ–2, спецавтомобиль «ПРАЗ-1 Ставрополец», мастерскую МПР-817Д, мастерскую МПР-9924, вагон полевой ВП6-1А, спецавтомобиль «Кубань», лабораторию по технике безопасности КИ-5172.
Кроме того, изготавливается техоснастка, запасные части и товары народного потребления.
С начала 70-десятых годов завод специализируется на изготовлении цельнометаллических кузовов различных транспортных средств, обладая для этого необходимыми производственными мощностями, инструментальным хозяйством, технологическим оборудованием и квалифицированными специалистами.
С1982 г. слава о заводе вышла за пределы края. Выпускаемые автобусы «Кубань» можно встретить в любом уголке нашей необъятной Родины. Диагностические мастерские экспонируются на ВДНХ СССР в Москве, позже – в республике Куба.
С 1986 по 1999 гг. наименование завода претерпело ряд изменений.
23.02.1999 г. заводу присвоено современное название – ОАО «Буденновский машиностроительный завод».
Темпы роста производства и реализации продукции значительно снизились, выросли потери рабочего времени, связанные с длительными остановками производства из-за трудностей со сбытом продукции по причине неплатежеспособности потребителей, сокращением спроса на нашу продукцию, недостатком материальных ресурсов. Завод стал неплатежеспособным и еле «дышал», в связи с чем, пришлось пройти через процедуру банкротства, в результате на предприятие был назначен арбитражный управляющий.
Процесс выхода из создавшегося кризиса протекал очень медленно. Все это время коллектив завода жил с верой в способность руководства выйти из кризиса.
Руководству предприятия потребовались и инициативность, и способность ориентироваться в постоянно изменяющейся обстановке, и умение принимать нестандартные решения, и упорство в достижении намеченных целей.
Совместные усилия не пропали даром. В конце 1999 года наметился сдвиг в лучшую сторону, удалось провести финансовое оздоровление предприятия, получить заказы на изготовление продукции и оживить производство. Увеличились объемы производства и реализации продукции, улучшилось ее качество, появились постоянные клиенты. Соответственно, увеличилась заработная плата, снизилась себестоимость выпускаемой продукции, возросла прибыль.
С октября 2004 года предприятие включено в Реестр государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, организаций и крестьянских хозяйств, входящих в систему агропромышленного комплекса Ставропольского края.
За несколько последних лет общество вышло на путь стабильного и уверенного движения вперед и в настоящий момент ставит перед собой реальные цели, достижение которых позволит упрочить позиции на региональном рынке. Предприятие пользуется заслуженным доверием и уважением у деловых партнеров, его название ассоциируется с гарантией качества и стабильности.
Среди промышленных предприятий Министерства сельского хозяйства Ставропольского края ОАО "Буденновский машиностроительный завод" занимает лидирующее положение по выпуску измельчителей-разбрасывателей соломы, сеялок-культиваторов зернотуковых стерневых СРП-2, зданий мобильных на ходовой части различных модификаций.
Общая оценка результатов деятельности общества в отрасли - удовлетворительная, соответствует тенденциям развития отрасли. К настоящему времени сохранились положительные тенденции экономической стабильности предприятия. Несмотря на жесткую конкуренцию и сокращение заказов от основных потребителей, предприятию удалось сохранить объем продаж за счет расширения рынка сбыта, расширения основной номенклатуры продукции, сохранения и обеспечения загрузкой производственных мощностей.
Потребителями продукции завода в 2008-2011 гг. являлись такие предприятия, как:
ЗАО «Нефтедобыча-С», г. Ставрополь;
Компания BARLETT PRODUCIONS LLP;
ООО «Сетьстройсервис», г. Москва;
Компания LAXTON TRADING LTD;
ООО «РН-Ставропольнефтегаз», г. Нефтекумск;
ЗАО «ПОЛИИНФОРМ», г. Санкт-Петербург;
ОАО «НК «Роснефть», г. Москва.
Создавшееся положение в режиме существующей конкуренции заставляет руководство завода искать пути снижения себестоимости и повышения качества продукции, пересмотра маркетинговой политики, оптимизации использования производственных площадей, а также освоения новых видов продукции.
Цели общества:
- предоставление отечественным сельхозпроизводителям добротной, качественной российской техники, соответствующей мировым стандартам;
- увеличение объемов поставок, расширение сети клиентов во всех регионах России путем обеспечения максимального предложения вариантов исполнения зданий мобильных, установки на них любой комплектации, организации современных финансовых схем реализации продукции;
- качественное и своевременное удовлетворение потребностей сельхозпредприятий края запасными частями, сельхозтехникой.
Приоритетными направлениями деятельности общества являются:
- разработка и освоение конкурентоспособных видов продукции на основе глубокого исследования с целью завоевания рынков сбыта, увеличения объема производства и получения прибыли;
- изготовление и продажа машиностроительной продукции различного профиля и назначения;
- выпуск товаров народного потребления;
- сборка, оборудование и ремонтно-техническое обслуживание транспортных средств и оказание транспортно-экспедиционных услуг.
Преобладающим и имеющим приоритетное значение для общества является постоянное совершенствование производства зданий мобильных на ходовой части, а также мобильных зданий (вагон-домов) системы "Ставрополец", которые используются в качестве жилых или вспомогательных помещений для круглогодичной или сезонной эксплуатации в различных строительно-климатических зонах.
В настоящее время основными видами продукции сельскохозяйственного назначения являются сеялки-культиваторы зернотуковые стерневые СРП-2, измельчители соломы для комбайнов «Дон» и «Нива», посевные комплексы «Ставрополье».
Предприятие осуществляет изготовление запасных частей:
к сеялкам СЗС-2,1, СЗП-3,6 (диск сошника, пружина сошника, штанга, втулки, катки прикатывающие, вал высевающего аппарата, наконечник семяпровода), доработку рабочих органов для широкополосного способа посева;
к сеялке СУПН-8 (обода, втулки);
к комбайну КСС-2,6 (поддон КЕС);
к культиваторам КСО-4, КПС-4Г (пружина, держатель, грядили, штанги);
к бороне БДТ (стойки), а также граблины для рулонного подборщика, пальцы ГВК, поддоны КИС, граблины к подборщику ПК-1,6.
Для общества стратегическими целями на ближайший период является решение следующих задач:
- сохранение основной номенклатуры по профилирующим видам деятельности;
- приобретение новых клиентов;
- освоение новых видов продукции.
Южный форпост автобусостроения
- Подробности
- Просмотров: 1165
Автобусы и вахтовки Будённовского машиностроительного завода
Денис Дементьев, фото автора и из архива ОАО «БМЗ»
«Не по-осеннему снежный день выдался для поездки», – думал я, вглядываясь в сугробы из окна гостиницы и представляя, как мне придется добираться из Ставрополя в Будённовск. Я снова и снова пересчитывал километры по карте – меньше 220 не получалось... Здесь, в промышленной части Будённовска, и располагается объект моего интереса – машиностроительный завод, некогда крупнейший в регионе по производству автобусов.
Интересно, что даже в советское время об этом предприятии мало кто знал, хотя автобусы из Ставрополья работали на селе по всему Союзу. Что уж и говорить, в современной России о самом южном автобусном заводе страны знают лишь единицы.
ОАО «Будённовский машиностроительный завод» ведет свою историю с 1 мая 1956 года, когда на базе межрайонных мастерских капитального ремонта был образован ремонтный завод. На заводе был освоен ремонт двигателей ЗИС и ГАЗ. Через год в связи с переименованием Будённовска в Прикумск предприятие получило новое название – «Прикумский авторемонтный завод». В 1958 году здесь освоили капитально-восстановительный ремонт автомобилей ЗИС-150. До середины 1960-х годов предприятие обеспечивало нужды в ремонте техники машино-тракторных парков не только края, но и соседних кавказских республик.
Сборка первого автобуса ПрАЗ-1 «Ставрополец»
В 1966 году завод выпустил свою первую автопромышленную продукцию, которая во многом определила дальнейшую направленность производственной деятельности предприятия. По заказу В/О «Россельхозтехника» было изготовлено 482 передвижные мастерских АПМ-2 по проекту ГОСНИТИ. В последующие годы на их базе изготовлялись передвижные электромастерские АПЭМ-2. А спустя несколько лет АРЗ перешел на выпуск модернизированных летучек типа МПР-817Д. Эти мастерские представляли собой автопоезд в составе автомобиля ГАЗ-51А с деревометаллическим кузовом-фургоном и сварочного аппарата на шасси одноосного прицепа.
Передвижная мастерская МПР-817Д
Вскоре на завод поступила директива об освоении выпуска автобусов. Для организации автобусного производства был построен новый сборочный цех, закуплено металлообрабатывающее оборудование. Вместе с тем предприятие по межведомственной линии получило техническую документацию на автобус ПАГ-2, выпускавшийся на Псковском механическом заводе. Первые автобусы, получившие индекс ПрАЗ-1 «Ставрополец», вышли из ворот завода в 1970 году. Однако освоение крайне трудоемкой технологии сварки каркаса кузова из угловых профилей не позволило выйти на запланированный объем производства 1500 автобусов в год.
Полевые вагончики – один из важнейших видов продукции во все времена
Оценив ситуацию, в «Россельхозтехнике» начали в спешном порядке искать нового «донора», более простого. В 1971 году на уровне Совмина РСФСР было принято решение передать в Прикумск чертежи на автобус «Кубань-Г1А», конструкция которого была хорошо приспособлена под серийное производство в условиях малых предприятий. Легкий в изготовлении каркас из прямоугольных труб обеспечивал, кроме того, прочность и жесткость кузова, что влияло на долговечность всей конструкции в целом. Это являлось немаловажным фактором при условии эксплуатации этих машин на селе, где отсутствие дорог выдерживала не всякая техника.
Автобус «Кубань-Г1А1-02» поздних выпусков. Внимательный глаз заметит отсутствие на капоте стилизованной эмблемы КМЗ – в Будённовске их не ставили
Выпустив с трудом за три года около 2000 автобусов ПрАЗ-1, заводчане совместно с краснодарскими коллегами стали внедрять в производство новую модель. Выпуск «Кубаней» начался в конце 1972 года, когда город снова стал Будённовском и предприятие переименовано в Будённовский ремонтно-механический завод. Производство автобусов на БРМЗ всегда находилось под четким техническим контролем со стороны держателя конструкторской документации – механического завода «Кубань». Из Краснодара на БРМЗ поступали чертежи на все модернизированные модели, поэтому все последующие серии автобусов «Кубань», одинаковых как две капли воды, выпускались параллельно сразу на двух предприятиях. Единственным и тем не менее интересным исключением стал автобус «Кубань-Г1А1-01» на базе шасси ГАЗ-53А, который был разработан на КМЗ по заказу «Россельхозтехники» и предназначался специально для буденновского предприятия, где его начали выпускать в 1978 году. А мехзавод «Кубань» из-за отсутствия фондов на шасси ГАЗ-53А приступил к его производству только через 4 года.
Площадка готовой продукции БРМЗ. 1979 г.
В 1983–1984 гг. параллельно с КМЗ на заводе осваивали автобусы «Г1А1-02» на базе нового шасси ГАЗ-53-12-01, но из-за сбоев в поставках предприятия были вынуждены некоторое время выпускать переходную модель автобуса «Кубань-Г1А1-03», которая базируется на шасси ГАЗ-53-12. Эти 21-местные автобусы на длинном шасси (база 3700 мм) имели однотипный кузов и внешне практически не различались. В 1989 году в серию пошел модернизированный видоизмененный кузов, когда увидела свет последняя модификация автобуса «Г1А1-02». Пик производства этих автобусов пришелся на 1990 год, когда было выпущено 3250 штук. А через три года автобус «Кубань» сняли с производства.
Техническая диагностика и обслуживание МТС – основная задача МПР-9924-ГОСНИТИ
Но на этом история завода не заканчивается. Упомянутые передвижные мастерские ГОСНИТИ продолжали выпускать параллельно с автобусами все это время. В середине 1970-х на смену МПР-817Д пришли мастерские МПР-9924 на шасси ГАЗ-52-01, которые имели новый цельнометаллический кузов, похожий по конструкции на кузова-фургоны. Козельского механического завода. Вскоре кузов был переработан и упрощен. Мастерские МПР-9924 с таким кузовом производили вплоть до начала 90-х. На их базе малыми партиями выпускались передвижные лаборатории по технике безопасности КИ-5172, диагностические электролаборатории ЭДЛ-1 и даже вахтовые автомобили, которые впоследствии стали ключевым направлением в производственной деятельности завода.
Вахтовая машина ВАБ-2210 на шасси ГАЗ-53-12-01
Начало было положено в 1989 году. Учитывая острую нехватку транспортных средств для ремонтных бригад и незагруженные мощности БРМЗ, приказом ставропольского Крайагропрома заводу было поручено организовать выпуск вахтовых автомобилей. Через год по документации института «Ставропольагропроёоект» были изготовлены первые опытные образцы вахтовых автомобилей ВАБ-2210 (на шасси ГАЗ-53-12-01) и ВАБ-2211 (на шасси ГАЗ-3307). Фактически эти транспортные средства представляли собой мастерскую МПР-9924 с застекленным кузовом, в салоне которого установили пассажирские сиденья. Что сказать? Дешево и сердито. И вместе с тем достаточно практично с точки зрения унификации производства. Однако все понимали, что такие вахтовки – это лишь временная, переходная конструкция, требующая не просто серьезной доработки, а полной замены. Поэтому после серийного освоения моделей ВАБ на заводе своими силами начали разрабатывать новый кузов, к созданию которого конструкторы БРМЗ подошли со всей ответственностью.
Вахтовка с прислонно-сдвижной дверью – феномен отечественного автопрома. На фото: модель ВАБ-2211М
Последний кузов типа «вахта», выпущенный заводом, так и лежит на территории
Результатом проделанной работы в 1992 году стали вахтовые автомобили «Прикумье» моделей ВАБ-2211М на шасси ГАЗ-3307 и ВАБ-2213 на шасси ГАЗ-6611. Они получили новый кузов с достаточно необычным дизайном, благодаря которому «Прикумье» стала, пожалуй, самой экстравагантной отечественной вахтовкой. Из интересных особенностей этих машин стоит отметить конструкцию открывания двери а-ля «Икарус-256», мягкие раздельные пассажирские сиденья, достаточно низкую юбку кузова. Эти вахтовки и стали преемниками автобуса «Кубань», сменив его на конвейере.
В 1992 г. было изготовлено небольшое количество ВАБ-2211 на шасси ГАЗ-6611. Отдельного индекса эти машины не имели
Кроме того, в самом начале 1990-х на волне экономических преобразований на заводе всячески экспериментировали с расширением номенклатуры выпускаемой продукции. Так, была предпринята попытка восстановить производство полноценных автобусов. В 1993 году на БРМЗ по львовскому проекту построили два опытных образца дизельного автобуса модели «42091» на длиннобазном шасси ЗИЛ, но нехватка средств заставила отказаться от организации серийного производства такой сложной конструкции.
Хотя автомобили новой серии и имели на кузове трафаретную надпись «Прикумье», это название не упоминалось ни в одном документе. На фото: модель ВАБ-2213
Вторым направлением НИОКР в этот период становится создание микроавтобуса на шасси УАЗ-3303, однако собственные разработки не увенчались успехом, и на заводе взяли за основу переработанную модель ТС-17144У ульяновской фирмы «АКРО». Производство этих микроавтобусов не носило массового характера, поэтому основной продукцией БРМЗ в это время остались вахтовые автомобили «Прикумье». В 1994 году они получили дверь аварийного выхода в задней части кузова. Вместе с тем им присвоили новый индекс ТС-3211 в соответствии с отраслевой нормалью. Но поскольку новоиспеченный индекс не был оформлен должным образом, в 1995 году согласно письму из НАМИ выпускаемые вахтовки получили обозначение «ТС-3227 «Будённовское». Мелкосерийный выпуск этих автомобилей продолжался недолго, и в 1997 году в связи с наметившимся банкротством завода их производство было прекращено.
Серийный ТС-17144И имел куда более знакомые «уазовские» очертания
В 1999 году финансовое положение предприятия, переименованного в Будённовский машиностроительный завод, несколько улучшилось, удалось наладить производство сельхозтехники, возродить производство передвижных бытовых вагончиков «Ставрополец». В начале 2000-х годов завод по отдельным заказам изготавливал даже вахтовые кузова типа фургон на «давальческих» шасси ГАЗ-3307 и ГАЗ-3308.
Сегодня завод является одним из крупнейших предприятий Будённовска, его продукция хорошо известна за пределами Ставрополья. Например, полевые вагончики поставляют во все уголки страны, и они пользуются устойчивым спросом у строителей, геологов, нефтяников.
Подробнее...